"Красноярская газета" 9 июня 2015.
Родное Красноярье
Социум потомственных русских старожилов
В Красноярске впервые прошел фестиваль русской старожильческой культуры, организованный Красноярской региональной общественной организацией по сохранению культуры русских старожилов Сибири «Кежемское землячество» при поддержке Управления общественных связей губернатора края и при участии Красноярского краевого краеведческого музея, Дома кино, администрации Кежемского района и Кежемского историко-этнографического музея имени Ю.С. Кулаковой.
В рамках фестиваля проводились разные мероприятия: просмотр и обсуждение документальных фильмов, концерт с участием творческих коллективов, исполняющих русские старожильческие произведения, фотовыставка, дегустация ангарских блюд и т.д. Одним из главных событий стал круглый стол «Культура русских старожилов Сибири: проблемы, опыт, перспективы» с участием представителей «Кежемского землячества», деятелей науки, студентов, общественников, журналистов. Для всех присутствующих была подготовлена книжная выставка о русских старожилах Сибири.
Социум потомственных русских старожилов, обладающих характерными особенностями хозяйственного уклада, социальных отношений, культурных традиций, сложился, как показывают исследования, в течение одного-полутора столетий к 60- м годам XVIII в. Во второй половине XIX века становится общепризнанным наличие у старожилов черт специфического самосознания. В начале 1960-х годов их выделяют как особую сибирскую ветвь русского народа, а на рубеже XX–XXI вв. утверждается научный термин «сибирский субэтнос».
Особенно хорошо черты старожильческой культуры сохранились в Кежемском районе. Это и редкая манера исполнения песен, и особенности диалекта, и народные обычаи. На протяжении не одного десятка лет исследователи, бывавшие в фольклорно-этнографических экспедициях в Кежемском районе, привозили множество уникальных материалов.
Но сегодня русская старожильческая культура стремительно исчезает. Это связано и с тем, что её носителем в основном является старшее поколение, и с постоянной миграцией населения, и т.д. Кежемский район в этом плане пострадал довольно сильно. И огромную роль здесь сыграло переселение в связи со строительством Богучанской ГЭС. Но хорошо, что есть люди, для которых память о традициях своих предков свяа и для которых важно, чтобы она передавалась следующим поколениям. Кежемское землячество было создано не только с целью объединения ангарцев-кежмарей, но и сохранения и развития старожильческой культуры, преемственности поколений и традиций.
На круглом столе «Культура русских старожилов Сибири» много говорилось об особеннос- тях этой культуры и о том, как важно её сохранить и что для этого необходимо делать.
Как отметила консультант управления общественных связей губернатора Красноярского края Елена Нельзина, на территории нашего края проживает 159 национальностей, составляющих 12% нерусского населения. И все они не забывают о своей народной культуре, проводят свои фестивали.
– А мы, русские, практически ничего не представляем, касающегося нашей исконной культуры. И я всех призываю сохранять и популяризировать русскую культуру. Это необходимо и для города, и для края, и для страны, – заявила она.
– Освоение Сибири – это великий подвиг русского народа, – подчеркнул директор Краснояр- ского филиала университета Российской академии образования, доктор исторических наук Николай Дроздов, – в мировой истории нет больше ни одного примера освоения и присое- динения мирным путём такой огромной территории, как это было в России. Старожильческое население уникально во многом – своим говором, песнями. Кежма была основана в 1665 г., и в этом году ей исполнилось бы 350 лет. Язык старожилов Кежемского района уникален, такого нет нигде. История района богата и ещё не написана. И пора издавать научные книги, включающие воспоминания людей, которые могут рассказать об истории района, характере его жителей.
Заместитель директора Красноярского краевого краеведческого музея, председатель Совета КРОО СКРСС «Кежемское землячество» Любовь Карнаухова рассказала о деятельности землячества, его зарождении, мероприятиях, проводимых им. Она также отметила, что если люди забывают свои корни, это приводит к самым страшным последствиям, что чётко показывают и сегодняшние события на Украине.
– Нам важно сохранить наследие района, повысить внимание к старожилам, потомкам тех, кто осваивал Сибирь 400 лет назад, – заключила Любовь Леонидовна.
На круглом столе прозвучало немало интересных докладов о культурных традициях старожилов Приангарья, в частности, Кежемского района, особенностях их языка, обычаев, нравов, жизненного уклада. Все выступающие говорили о том, что язык и традиции коренных ангарцев уникальны и содержат немало элементов, пришедших из глубокой древности. Также обращали внимание и на то, что ангарцы всегда были высоконравственным народом, отличались истинным патриотизмом, любовью к родной земле, добрым отношением к природе и к людям. И всё это проявлялось не только в устном народном творчестве, песнях, но и в повседневной жизни, в семейных отношениях и т.д. А значит, изучение и сохранение старожильческой культуры важно не только для науки, но и для формирования нравственного облика людей, привития истинных ценностей.
– На культуру старожилов Нижнего Приангарья повлияло то, что этот район в основном осваивали переселенцы с русского Севера,– говорит кандидат исторических наук (Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева) Борис Андюсев, – а так- же трансформация этнической культуры и ментальности. Сформировался сибирский старожильческий субэтнос, а, следовательно, субэтническая ментальность – новые стереотипы, обычаи, традиции, сложился особый субэтнический характер. Сибиряк – это продукт системной адаптации. Факторов этой адаптации много – природно-климатические, исторические, этнические, демографические и т.д. Результат её виден в самосознании сибиряка. В нём присутствует новый позитивный образ Родины, матушки-Сибири, повышенная любовь к родной земле. Многие особенности сибирского характера выражаются в народных песнях, пословицах, поговорках, обрядах. Среди 12 сибирских малых внутренних групп ангарская является самостоятельной, ярко выраженной конверсией. Для этих людей характерна большая любовь к реке (Ангаре-матушке). У них чётко выстроены границы отношений, коллективизм проявляется в контексте уважения прав личности. И всегда поддерживается постулат: земля в России не продаётся, но продаётся труд, который вложен в неё. Я бы очень хотел, чтобы эти традиции не забывались. Ведь пока живы традиции и культура, мы будем жить.
Кандидат филологических наук, исследователь ангарского диалекта Галина Белоусова с 1968 г., в течение 20 лет, ездила на Ангару по программе целевого исследования Приангарья. Общалась со старожилами, которым было за 70–75 лет. Она уверена, что Кежемский район просто уникален.
– Топоним «Кежма» до сих пор остаётся неразгаданным. Но известно, что заселение района шло в два этапа. Приезжали люди и с севера, и с юга России. Отсюда разные говоры, особенности фонетики, интонации, по которым ангарца можно было узнать. Ангарцы – это особенный народ. Он сохранил особенности языка жителей русского Севера. И питает такую любовь к родной земле, какую не придумать ни одному писателю. Это и есть настоящий патриотизм, который выражен в народных поговорках, сказах, песнях.
В сообщении доктора филологических наук, профессора Института филологии и языковой коммуникации СФУ Ольги Фельде говорилось, что базовыми концептами культуры ангарцев являются тайга, Ангара, отчий дом. Это сакральные объекты, исходящие ещё из язычества. У ангарских старожилов были свои правила поведения в лесу, особый ритуальный этикет. Утрата родной земли этими людьми воспринимается как самое страшное в жизни. И, конечно, большое внимание они уделяют воспитанию чести. Ещё один базовый концепт – это Бог, православная вера. Высшими ценностями для старожилов являются православие, общинность, трудолюбие. И много текстов связано с религиозными представлениями.
– Ангарская лингвистическая и духовно-нравственная культура закреплена в текстах народных произведений. Носители этой культуры сейчас рассеяны по разным регионам, а молодое поколение почти не имеет возможности перенять её. Следовательно, миссия народного говора – накапливать и передавать потомкам культуроносные смыслы, возрождать национальную культуру, – отмечает Ольга Викторовна.
Руководитель фольклорного ансамбля «Живая старина» Игорь Горев знакомил присутствующих с особенностями песенной культуры ангарских старожилов. Он обратил внимание на то, что в песнях сохранились архаические традиции, а всё многообразие их звуков не передать словами. Особый пласт составляют похоронные песнопения, в которых нет причитаний, но есть протяжность. Вообще, песни Приангарья очень распевные, в них сохранилась чистота певческой культуры. В конце своего выступления Игорь Николаевич выразил признательность людям, у которых он учился сложному искусству исполнения ангарской песни. Многие из них ушли из жизни, с особой благодарностью он вспоминал Екатерину Яковлевну Брюханову, уроженку Заимки, которой в этом году исполнилось бы 100 лет.
Интересным было выступление студентов Сибирского федерального университета, занимающихся изучением ангарского говора третий год, – Кристины Арисовой и Евгения Смирнова на тему «Ангарский любовный меморат».
Заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краевого краеведческого музея, кандидат исторических наук, уроженец Кежемского района Николай Макаров рас- сказал об интересных находках, сделанных в Приангарье, и констатировал:
– Старожильческая культура уникальна, я открыл для себя новую неизвестную Ангару. Сегодня практически ушла целая культура эвенкийского (тунгусского) народа, населявшего Нижнее Приангарье, остались только некоторые названия, хотя русские переселенцы установили тесную связь с местным населением. Были заимствованы многие слова из тунгусского языка, а также поверья, элементы одежды, пищевые привычки. Но и многие тунгусы обрусели. И к 1920-м годам Ангара потеряла тунгусский образ. А сегодня может уйти и русская старожильческая культура. Нам очень важно её сохранить.
– Для меня ангарский говор – это глубинное проникновение в русский язык, – признался журналист Олег Нехаев, лауреат ряда премий, обладатель высшей награды Союза журналистов РФ «Честь. Достоинство. Профессионализм», – сегодня мы потеряли около 60% слов, касающихся жалости, доброты, милосердия, но они сохранились у ангарцев. На Ангаре живёт народ, самодостаточный и самобытный. Об этом говорят и такие великие сибирские писатели, как В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин.
Были и высказывания, содержащие некие переживания за будущее старожильческой культуры и вместе с тем предложения по её сохранению.
– Кежемская культура умирает не своей смертью, её распилили ради чьих-то амбиций, – подчёркивает председатель общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, исполнительный директор КРОЭО «Плотина» Александр Колотов, – инициаторы строительства БоГЭС обещали краю «золотой дождь», причём впустую, сегодня даже не запущен основной потребитель энергии, вырабатываемой ею. Энергия уходит напрасно. И когда строилась ГЭС, никто не думал об уникальной культуре, которую надо сохранить. Кроме того, говорят о строительстве следующей ГЭС на Ангаре. Но если это случится, мы опять будем оплакивать утраченные культурные ценности.
Александр Анатольевич предложил составить обращение к губернатору о включении в краевое законодательство понятия «русская старожильческая культура», которую нужно охранять. Тогда появится некий культурный барьер на пути людей, покоряющих природу ради прибыли немногих, от чего страдает большинство.
Профессор Сибирского государственного аэрокосмического университета Владимир Замышляев считает, что есть цивилизация и есть культура. Цивилизация наступает на культуру, и та часто не может сопротивляться.
– Первое, что нам надо делать, это сохранять язык. Фольклорную культуру постепенно переводят на профессиональное существование, и это наша основная задача. Только так можно сохранить уникальные пласты культуры, – заключил Владимир Иванович.
Участники круглого стола сходятся во мнении, что многие проблемы можно решить только сообща, поэтому всем, кому важно сохранение культурных ценностей, нужно объединяться для совместной деятельности. Также необходима просветительская работа среди населения. К сожалению, мы историю своего края знаем хуже, чем мировую. Поэтому нужно издавать не только специальную историческую и краеведческую литературу, но и научно-популярную для широкого круга читателей, проводить различные культурные мероприятия, позволяющие людям больше узнать о жизни и обычаях своих предков, и хорошо, если фестиваль русской старожильческой культуры станет традицией.
В завершение круглого стола были вручены благодарственные письма от Кежемского землячества за вклад в сохранение и изучение материального и нематериального наследия старожильческого Кежемского района и его популяризацию Н.И. Дроздову, Г.Г. Белоусовой, О.В. Фельде, Б.Е. Андюсеву, О.А. Нехаеву, В.Г. Дацышену, Н.А. Новосёловой
Анна Кузьмина
Скачать номер газеты можно в архиве