Бессмертный полк

Они не смогут пройти на параде... но они пройдут...

Уже нет смыла объяснять, что такое Бессмертный полк. Это инициатива подхвачена людьми всех политических убеждений и несет в себе высокие гуманистические идеи. В нашем параде примут участники Великой отечественной войны призванные  в Кежемском районе.

Несколько слайдов из презентации Л.Л. Карнауховой. Смотреть

Фотопортреты фронтовиков 1975 года. Автор Иосиф Косолапов. Смотреть здесь

 Празднование дня победы в Кежме 1975 год   1976 год  1980 1981 1984  Автор Иосиф Косолапов

40 лет победы. Автор Владимир Кундуш. Смотреть здесь

ЭПИЗОДЫ ТОЙ ВОЙНЫ

Валентин Иванович Брюханов родился 19 мая 1926 года в селе Кежма. До призыва в Красную Армию работал в колхозе и почтальоном в верхней части района. Был призван в ряды Красной Армии в мае 1944 года. Валентин Иванович вспоминает:
«Из Красноярска я был направлен в Челябинск в училище танковых войск. После окончания училища был направлен на фронт в звании старшего сержанта в должности командира орудия танка самоходной установки СУ-152.
Это были новые мощные самоходные танки с толстой броней, маневренные и обеспеченные в то время современным оружием. Экипаж танка состоял из пяти человек: командир танка был офицер. Командир орудия, механик и двое заряжающих были в звании сержантов.
Погрузили наши танки на железнодорожные платформы и направили на склады боеприпасов. Мы начали загружать снаряды и отдельно гильзы в танки. Но мы нарушили правила загрузки: нужно подавать снаряды в специальный нижний люк, а мы подавали через верхний люк. Я был внутри танка и принимал снаряды, некоторые весили 50 килограммов.
И вот один снаряд выскользнул из моих рук, упал на бронированный пол танка, засветился ярким огнём и стал крутиться. Подававший, увидев огонь в танке, крикнул: «Танк горит!» Все, кто был на складах, моментально покинули их территорию, в том числе и генерал, который командовал загрузкой. Увидев горящий снаряд, я прижался в угол танка и ждал смерти.
Но снаряд покрутился и упал. Оказалось, что это был трассирующий снаряд, болванка с трассером, определяющая цель объекта.
Когда я вылез с белым лицом из танка, так и не придя в себя, на территорию склада хлынули все танкисты, впереди - генерал. Он первый взобрался на танк и со всей суровостью приказал доложить о происшетвии. Я доложил. Генерал перед всеми объявил мне благодарность.
Когда наш эшелон прибыл в Польшу, нас сразу бросили в — бой. Бой был жестокий, немцы крепко оборонялись. Много потеряли мы танков в этом бою. Наш танк вплотную прямой наводкой был подбит и загорелся. Была команда покинуть танк и укрыться в воронках.
Нашим танковым полком командовал полковник Флейшман. Он был с одной ногой, на второй - протез, ходил с клюшкой, но был очень смелый и хороший командир. При освобождении Польши наш полк отправляли в самые трудные бои, и всегда мы, сибиряки-танкисты, выигрывали. Освободив Варшаву и западную часть Польши, наш экипаж дошёл до границы гитлеровской Германии. К тому времени мы прошли очень много боёв, много погибло товарищей, но ещё многое нам предстояло сделать, чтобы дойти до фашистского логова.
В Польше между боями нам пришлось отдыхать в одном хуторе у довольно богатого хозяина. Как они нас благодарили, ухаживали, кормили, я этого никогда не забуду. Как они были рады нам, освободителям. На прощание жена хозяина повесила всем простые крестики на шею. Хотя мы были неверующими, но крестики хранили до конца войны.
Перейдя фашистскую границу, наш полк получил задание любыми путями захватить крупный винный завод.
Когда рано утром под артиллерийским обстрелом мы пошли в атаку, то начался кошмар. Не было метра площади на земле, чтобы где-то не упал снаряд или бомба. Нас били танки, орудия и сверху бомбили самолёты. Мы ворвались на территорию завода первые. Всего прорвалось из полка четыре танка и десантники. Путь для наступления войск был открыт. За мужество и огромные боевые заслуги нашему танковому полку присвоено звание гвардейский, и мы стали гвардейцами.
Бои за территорию Германии шли ожесточённые, фашисты держались за каждый оборонительный пункт, село, город, но наша армия научилась воевать, да и техника была превосходная.
Я помню, как однажды ночью фрицы пошли на нас в психическую атаку. Но командование 8-й армии под руководством Чуйкова и 1 Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза Жукова придумали контрнаступление. По всей линии фронта зажгли прожекторы и ослепили немцев, одновременно заработали «катюши» и пошли танки с зажжёнными фарами. Не прошло и часа, как наши войска углубились на большое расстояние в тыл врага.
МНЕ ХОЧЕТСЯ рассказать о моём славном боевом сельчанине и друге Анатолии Ивановиче Сизых, с которым довелось воевать плечом к плечу и остаться живыми. Он находился рядом со мною, только в другом танке. Казалось, было совсем не страшно, когда друг детства с тобой рядом.
19 апреля 1945 года ночью выстроили пять экипажей, в том числе наш и А. И. Сизых. Было объявлено строго секретное задание: «В 4 часа прорвать оборону противника и углубиться в тыл врага на расстояние 80 км разведкой». Настроение было боевое, но мы предчувствовали, что оттуда не вернёмся. Мне кажется, что и командование знало, на что мы идём, и перед наступлением с нами, можно сказать, прощалось. В 3.30 по всему фронту была проведена тридцатипятиминутная артиллерийская подготовка. Когда наши самоходные установки двинулись в бой, нас поддержала пехота и много танков. Немцы защищались ожесточённо. Мы видели, как горели наши танки, как падала пехота, но у нас было задание. Не останавливаясь, прорвали первую линию обороны, вторую и зашли в тыл врага. Но и там было очень опасно: везде немцы сопротивлялись, а мы отстреливались из орудий и крупнокалиберных пулемётов. Все данные об обороне,технике и скоплении войск передавались командованию. В тылу врага мы наводили ужас не только на солдат, но и на местное население, все бежали.
Необходимо было остановиться в крупном населенном пункте и занять круговую оборону в парке и до 20 апреля ждать наступления наших войск. Преодолев 80 километров, пять наших танков подошли к этому селу и с боем направились в парк. Но здесь нас постигла неудача. На опушке парка были замаскированы 20 крупнокалиберных орудий, и немцы открыли на ближнем расстоянии по нашим танкам огонь.
Первый танк вышел из строя.Остальные упорно крошили немецкие орудия, но в это время налетели бомбардировщики.
По команде покинули танки и с полным снаряжением укрылись в воронках. Я был ранен в живот осколками от брони. Когда мне в госпитале вынимали осколки, то их насчитали более ста.
...Под вечер парк и село опустели, мы не нашли ни одной живой души: ни людей, ни домашних животных. На следующее утро увидели, как в небе летели снаряды разных калибров, всё полыхало. Среди наших экипажей убитых не было, раненых - трое. К обеду подошли наши танки и десантники. Это была волнующая встреча. За проведение операции разведбоем все танкисты (25 человек) были награждены орденами.
Уже на новом танке мы вошли в Берлин и вели уличные бои. Но недалеко от Бранденбургских ворот танк был подбит из фауста фашистским выродком 14-15 лет. Из экипажа удалось спастись только троим. Обоим заряжающим оторвало ноги. Закончил я войну у рейхстага в 19 лет.
Награждён орденом Красной Звезды и одиннадцатью медалями, в том числе «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и юбилейными в День Победы».

 

СОВЕТСКОЕ ПРИАНГАРЬЕ от 23 февраля 1982 года

♦ РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

...ВЕДЬ Я НЕ ВЫШЕЛ ИЗ ОГНЯ

Есть на Тернопольщине село Стожок. Во время Великой Отечественной войны при освобождении его погибло много советских воинов. В их числе пал смертью храбрых и уроженец Кежемского района командир роты лейтенант Михаил Григорьевич Нечаев.
«Помнишь ля меня? Ведь я не вышел из огня» .Такими словами песни начался в селе тематический вечер, посвященный открытию краеведческого музея. Если раньше экспонаты занимали скромную комнату в школе, то теперь для них отвели просторный зал в Доме культуры .В Стожке бережно чтут память воинов и систематически ведут поиск новых реликвий минувшей войны. В последнее время здесь появились новые экспонаты « о нашем земляке, Нечаеве, имя которого носит пионерская организация местной восьмилетней школы. На митинге в честь открытия музея много внимания было уделено офицеру-сибиряку, так как именно его рота освободила от захватчиков Стожок.
Я знал Михаила Нечаева с детства. Помню его возвращение из Красной Армии после срочной службы. Он был красив, высокого роста. Военная форма молодого командира привлекала наше мальчишеское внимание с необычайной силой. Помню, что демобилизованный воин принимал активное участие в военных сборах и обучении допризывников по месячной программе в 1935 году.
В начале войны коммунист М. Г. Нечаев был зачислен преподавателем в военное 1 училище, но вскоре по его настоятельной просьбе был отправлен на фронт. В 1943 году он уже командует пулеметной ротой.
Ранняя весна 1944 года. Распутица и бездорожье, отставание тылов и, как результат, перебой в обеспечении боеприпасами и горючим. Но, не смотря на невероятные, трудности, рота Нечаева в жарком бою освободила село Стожок. Впереди —деревня Лишня, за которой лежат важные для фронта дороги. Приказ командира дивизии предельно четкий: «Овладеть деревней Лишня и прочно прикрыть дороги Шмыга-Шепетын-Шепетын-Кремиец».
Рано утром 8 марта, вспоминает хозяйка дома, у которой ночевала группа солдат с лейтенантом Нечаевым, офицер побрился, подшил подворотничок и все шутил, напевая какую-то песенку: «Мы усики добреем, опять помолодеем». Явился связной, которого Нечаев спросил: «Как там Маруся?» «Лезут»,— ответил солдат. «Наверно, счастлива его (девушка, что имеет та
кого гарного хлопца»,— подумала женщина. Откуда ей было знать,что Маруся—это позывной пароль
Бой шел вторые сутки. Враг продолжал контратаковать, когда до села осталось всего 100 метров. В журнале боевых действий полка говорится, что командир роты’ Нечаев руководил боем и поливал свинцом врага из станкового пулемета, будучи раненым. При отражении одной из контратак на рассвете 10 марта 1944 года от разрыва вражеского снаряда Михаил Григорьевич погиб. В этот же день село было взято.
Память, которую хранят о нашем земляке на далекой Тернопольщине, —достойная дань воину.
Полное право имеют гордиться им и его родственники, проживающие в Кежемском районе.
В. САВВАТЕЕВ, г. Кишинев.


На снимках: М. Г. Нечаев (фото военных лет); возложение венка на его могилу учащимися Стожковской восьмилетней школы

 Вспомним рассказы своих родных

Островский Иосиф Андреевич

Сидоренко (Островская) Екатерина Герасимовна

Чтобы дополнить эту статью своей историей, пишите мне

28.04.2015