Архитектор Шумов К.Ю. Спасская церковь в селе Кежма Красноярского края
Спасская церковь в селе Кежма Красноярского края
Архитектор Шумов К.Ю.
Одним из малоизвестных произведений архитектуры Центральной Сибири XVIII века является Спасская церковь в селе Кежма – бывшей Кежемской (Нижнекежемской) слободе, основанной в 1665 году. Свое развитие этот населенный пункт получил, благодаря расположению на берегу Тунгуски (Ангары) — важнейшем в XVII-XVIII веках водном пути, по которому проходило активное движение товаров из европейской части России в Кяхту.
Каменная Спасская церковь с южным придельным храмом Казанской богоматери была заложена в 1785 году, незадолго до вхождения Кежемского села в состав Енисейского уезда. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. В 1792 году строительство здания было завершено. Работы по оборудованию интерьеров холодного Спасского храма затянулись до конца 90-х годов XVIII века. Известно, что в августе 1798 года купцом И.А.Тулуниным был заключен договор с енисейским цеховым Василием Петровичем Бутусиным и его сыном Прокопием. В договоре значилось: «Мне Бутусину со своим сыном Иркутской Епархии Енисейской округи в Кежемском селе в каменной Спасской холодной церкви резной наподобие зделаннаго Христорождественской верхней церкви ломининой иконостас вышины 10 аршин 7 верхов ширины 10 аршин 1 верх в котором составляет четыре става, в кой написать святые образа…и покрыть лаком, а резьбу вверху резные образа и царские врата лица размалевать и вызолотить одинаковым золотом по всему иконостасу из его Тулунина золотом, а между резьбою гладкие места по серебру его Тулунина прикрыть…» После завершения этих работ престол холодной церкви был освящен старым антиминсом, выданным более ста лет назад на освящение деревянной предшественницы.
В январе 1805 года прихожане Спасской церкви Нижнекежемской слободы Киренского заказа во главе со священником Тимофеем Межовым обратились к епископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину Багрянскому с прошением о пристройке к северному фасаду церкви придельного храма Иоанна Предтечи. По «благословенной» грамоте, выданной 16 января, придельный храм был заложен 27 августа 1805 года. Из рапорта священника Т.Межова в Иркутск становятся известными размеры придельного храма Иоанна Предтечи: «Означенной во имя Святаго пророка предтечи и крестителя господня Иоанна придел длиною на девяти саженях, а в обширности на семи аршинах». Освящение придельного храма состоялось в 1805 году.
Планировочная структура Спасской церкви характерна для каменного зодчества Сибири XVIII века и построек «енисейского круга». По оси восток-запад последовательно расположены прямоугольное, вытянутое в меридиональном направлении, помещение храма с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя оттянутыми с востока приделами и квадратное помещение церковной паперти. Северный придел вытянут на всю длину трапезной и паперти. Вытянутый в высоту храмовый четверик перекрывался восьмигранным лотковым сводом и завершался восьмигранным световым барабаном, увенчанным круглой главкой с крестом. Двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» завершалась шпилем на глухом барабане, ребра которого были оформлены традиционными для построек «енисейского круга» последней четверти XVIII века волютами с сильно выступающими нижними завитками и намеченными – верхними. Примечательной деталью колокольни был находившийся на ее западном фасаде деревянный балкон с козырьком.
Декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме типично для каменного зодчества Приенисейского края последней четверти XVIII века. Именно в этот период в творчестве енисейских мастеров каменных дел отчетливо проявилась смена художественных предпочтений: мотивы «уральского барокко», с характерным для него типом «бухвостовского» наличника уступили место принципиально иным декоративным формам на основе рокайльных элементов. (Подробнее: — Шумов К.Ю.Декор Енисейских храмов XVIII в.\\ Архитектура. Межвуз. тематич. сб. СПб.,1992, С.40). Так, оригинальные обрамления окон Спасской церкви в виде профилированных кирпичных тяг с S-образными элементами восходят к Вознесенскому летнему храму (1779-1804гг.) церкви Преображения (1747-1765гг.) в Енисейске. Различные вариации этого типа оконных обрамлений в дальнейшем нашли широкое применение в произведениях енисейских зодчих, например, таких, как Петропавловская церковь (90-е гг.ХУШв.) в с. Богучаны, Успенская церковь (1793-1819гг.) в Енисейске, Успенская церковь (1798-1834гг.) в с.Верхнеимбатском. При этом необходимо отметить, что при сходстве приемов выкладки из лекального кирпича «рокайльные наличники» приенисейских храмов всегда выполняли функцию обрамления оконных и дверных проемов в отличие от знаменитых тотьменских картушей, использовавшихся как элементы заполнения стеновых поверхностей.
Другой характерной подробностью декоративного убранства фасадов кежемской Спасской церкви являются фигурные ниши в виде «пламенеющего» киота и квадрифолия усложненной формы, помещенные на широких стеновых лопатках. Форма этих ниш восходит к Троицкой церкви (1772-1778г.) в Енисейске – произведению, испытавшему сильнейшее влияние таких произведений иркутской архитектурной школы, как церковь Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (1740-е – 1767гг.), Крестовоздвиженская церковь (1747-1760гг.) и Вознесенский собор (1749-1767гг.) одноименного монастыря.
При всей обусловленной устойчивым традиционализмом творческого мышления народных зодчих типичности архитектурно-конструктивных форм Спасскую церковь, благодаря ее редким формам декоративного убранства, следует отнести к числу выдающихся памятников сибирского каменного зодчества ХУШв