На свидание с "Кежемской Атлантидой"

газета "Красноярский рабочий" 26 марта 2010.

Свою малую родину кежемцы уже называют "кежемской Атлантидой". Признаются - "не верится", хотя официально прошли уже странные празднично-печальные церемонии прощания с Аксёново, Рожково, Паново, Пашино, Алёшкино, Заимкой, Кежмой и другими деревнями, подпадающими под затопление, - и всё ближе день, когда родная земля станет дном морским. 

"Жаль, что внукам и правнукам придётся лишь рассказывать о нашей родине, что нечего будет и показать", - печалятся кежмари, живущие сейчас в Красноярске и других больших городах. Хорошо ещё, что есть музейные "сундучки", где хранится вещественная память о славной части Приангарья. Самый богатый такой "сундучок" в Кежемском историко-этнографическом музее имени Ю. С. Кулаковой, который сейчас располагается в Кодинске. Есть "ангарские экспонаты" и в краевом краеведческом музее, где история этих мест представлена с глубокой древности.

В числе артефактов железного века одно из "ощутимых" мест занимает раздел археологической экспозиции, посвящённый цэпаньской культуре эпохи раннего железного века. Цэпаньская культура была выделена научным сотрудником музея Василием Привалихиным, многие годы руководившим археологическими экспедициями на территории Кежемского района, по результатам раскопок могильников и стоянок на островах Сергушкин и Отико, в местечках Слопцы, Капонир. Василий Иванович своего восторга перед археологическим богатством Нижнего Приангарья не скрывает, гордясь и тем, что он сам потомственный кежмарь:

- Цэпаньская культура, а по времени это VII-II века до нашей эры, позволяет расширить представления о духовной культуре, погребальных обрядах таёжных племён Нижней Ангары. Мы обследовали 20 разновременных стоянок и местонахождений древнего населения Приангарья. Особо впечатляет искусство древних цэпаньцев. В погребениях и культурных слоях стоянок археологи обнаружили великолепные образцы бронзовой торевтики - бляшки в виде стилизованных головок грифонов, колокольчики, бубенчики, бочонковидные бусы и многое другое. Конечно, этим не исчерпываются ангарские коллекции, ведь археологические исследования здесь проводятся почти триста лет.

Не обошла этот район и первая Академическая экспедиция в Сибирь, организованная по указу Петра Первого в 1720-1727 годах. Во главе той экспедиции был выдающийся российский географ, исследователь, врач Мессершмидт. В 1725 году на одном из ангарских маршрутов Мессершмидт впервые увидел и описал наскальные рисунки у деревни Климовой (сейчас это Климино Кежемского района). Местные жители и поныне называют утёс с рисунками Писаный камень.

Приангарье в археологических коллекциях музея было представлено ещё в девятнадцатом веке. Многие экспонаты связаны с "тунгусским временем" ангарской земли. В 1908 году М. Л. Шер передал в Красноярский музей коллекцию из 29 тунгусских предметов, в их числе шаманский инвентарь со старой шаманской могилы на реке Чуне. В последующие годы также шло пополнение фондов "тунгусскими элементами" - культовыми и бытовыми предметами ангарских эвенков.

- Естественно, что большинство из перенятого у тунгусов русскими старожилами Приангарья было связано с охотой и рыбалкой, а также способом передвижения, - продолжает Василий Иванович увлекательную экскурсию по "ангарскому отделу" музея. - И до наших дней дошли эвенкийские названия многих орудий охоты и рыбалки. Нередко и поныне мои земляки-кежмари рыбачат с острогой, удобной для покола крупной рыбы. У нас так и говорят - "заткнуть тайменя", а не выловить или поймать. У меня ещё дедовская острога сохранилась. Сколько уж ей лет, а всё самое удобное и надёжное орудие рыболовства. Острогу делали мастера-кузнецы, и до чего искусно!

Из охотничьих и рыбацких заимствований у эвенков также пальма - вид остроги. Турсук - это что-то вроде рюкзака с твёрдой спинкой, позже от него пошли современные "короба" для ягод и рыбы. И, что особенно оценили русские, пришедшие на Ангару, - унты, незаменимая обувь для тайги и при сильных холодах. Конечно, и охотничьи лыжи, подбитые камусом. А вот "коза" - это использовали для ночной рыбалки как подставку для костра. Её устанавливали на носу лодки, и ведь как всё было продумано и учтено - ночью, в темноте, на огонь шла рыба, и тут её в прозрачной ангарской воде и настигали острогой.

Впрочем, заимствования были обоюдными. И эвенки учились у русских, как, например, в использовании бересты. Берестяное ведёрко для ягод в экспозиции, посвящённой эвенкам, - как раз из старожильческого быта.

- Этноархеологические экспедиции Красноярского краевого краеведческого музея пополнили шаманские коллекции. Так появился шаманский костюм, найденный у деревни Соколово, сейчас исчезнувшей с карты. Его нашёл охотник на лабазе в тайге. У села Болтурино Кежемского района был обнаружен атрибут шаманского обряда - деревянный глухарь. Интересно, что подобные образы птиц встречаются у многих народов Сибири, и этот экспонат в числе ценнейших в нашем музее.

- Ангарцы вписали свою самобытную страничку и в историю сибирской моды, - присоединяется к экскурсии заместитель директора музея по научной работе Любовь Карнаухова. - Причём щегольнуть не отказывались и мужчины. Многие жители Приангарья уезжали на золотые прииски, откуда привозили дорогие ткани. Характерен в этом плане плисовый костюм золотоискателя. Он принадлежал Ивану Григорьевичу Брюханову из села Заледеево Кежемского района. Костюм этот у него очень долго пыталась заполучить для районного музея Юлия Степановна Кулакова, наконец Иван Григорьевич сдался, но всякий раз при встрече он строго спрашивал её, как там его костюм "в бузее".

Наряжались ангарцы и с торговых караванов и во многом опередили россиян средней полосы по нарядам из китайских тканей. В экспозиции музея также представлен ангарский свадебный костюм из дорогой ткани. По рассказам бабушки, свадебный костюм её матери, стало быть, моей прабабушки был красного цвета, который традиционно играл сакральную роль в русском костюме. Ангарки, кстати, сарафанов не носили. Женским костюмом была пара - верхняя кофта и юбка. Исследователи относят одежду ангарцев к енисейско-приангарскому комплексу, в ней также сочетаются северовеликорусские и западнорусские элементы и прослеживается влияние эвенков.

В экспозиции, посвящённой крестьянскому быту дореволюционного времени, фотография ангарских крестьян из деревни Климино. Большая семья тружеников и умельцев на крыльце своего дома. В праздничной одежде, без претензий, но добротной, крыльцо застлано половиками - не на голых же досках позировать перед диковинной фотокамерой!

- Этнографическая коллекция (не только северная, которой наш музей по праву гордится) всегда притягательна для посетителей, - рассказывает Любовь Леонидовна. - Даже с высоты сегодняшнего дня удивляет идея Аркадия Яковлевича Тугаринова, возглавлявшего наш музей в 1905-1926 годы, о проведении этнографического вечера в Пушкинском народном доме. Тугаринов пытался пропагандировать краеведение (историю края) не только через традиционную форму (экспозицию), но и через другие формы. Так родилась эта идея, поддержанная красноярской общественностью. 4 апреля 1910 года состоялся первый этнографический вечер в театре при абсолютном аншлаге. В фойе театра музейщики соорудили таёжную избушку, перед ней у костра сидел ангарец с ружьём и собакой. В программе звучали русские, киргизские, татарские, белорусские песни, был показан праздник на улице сибирской деревни и многое другое. Но особое впечатление произвёл обряд камлания, длившийся не менее двух часов при гробовой тишине. 31 марта 1913 года также успешно прошёл второй этнографический вечер, где, в частности, была представлена ангарская свадьба. Уже тогда наши предшественники проявляли беспокойство по поводу исчезновения традиций, обрядов (в то время - об исчезающем свадебном обряде в Сибири!) - всего того, что сегодня мы называем духовным наследием. Жаль, что ныне такое не практикуется, ни прошлое, ни настоящее красноярской этнографии до театра не доходит.

- В музейной коллекции икон имеются дореволюционные поступления из Богучан и Кежмы. Сохранилась даже жалоба кежемского священника на то, что крестьяне не всегда ходят в церковь, но в этом, думаю, проявлялась сибирская вольница. Следует отметить, что для ходьбы к причастию или в церковь у ангарцев была особая одежда. Иконы, конечно же, имелись в каждом доме. В Кежемской волости было три церкви. До наших дней дожили, конечно, не все сельские храмы. Но те, что стоят ещё на кежемской земле, можно назвать образцами храмового зодчества.

Как, например, каменная церковь в Кежме, ставшая в советское время районным Домом культуры и сгоревшая в 1994-м. Деревянная часовня в деревне Мозговой, где отбывал ссылку писатель Анатолий Рыбаков. В Аксёново, где не было церкви с довоенных времен, колокол оставался для деревни "горном", созывающим на общую работу или собрание, знаком общинности, так характерной для приангарских старожильческих селений. И именно этот колокол "перенесён" во вновь построенную церковь в Кодинске. Для всех кежмарей это символический памятник исчезнувшим ангарским селениям и тем, где ещё теплится жизнь.

Создать музей-деревню (или улицу) памяти затопленных селений - это была мечта Юлии Степановны Кулаковой, основательницы районного краеведческого музея и легендарного энтузиаста краеведения. Постановлением администрации края от 11 июля 1997 года, утвердившим концепцию музейного дела в Красноярском крае, предусматривалось создание музея деревянного зодчества в Кодинске. Была задумка перевезти из затапливаемых деревень "характерные" ангарские дома (их разобранные комплекты до сих пор лежат на трассе между Богучанами и Кодинском).

Сегодня в Шушенском музее-заповеднике восстанавливают три таких "характерных" дома из Кежемского района: Верхотуровых из села Чадобец, Васильевых - Рожковых из деревни Рожково, Верховых из села Проспихино. Но идея создания музея деревянного зодчества, похоже, осталась в планах. Ангарская старина остаётся теперь только в музеях. Сходите на свидание с ней.

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.

НА СНИМКАХ: Василий Привалихин: "Уникальна история Приангарья!" То, что осталось от кежемской церкви. Музейный экспонат из "тунгусского времени" русских ангарских старожилов. 

Фото Валерия БОДРЯШКИНА и из личного архива Любови КАРНАУХОВОЙ.

Источник