Традиционная одежда ангарцев
Л.М. Сабурова, участник известной Ангарской экспедиции, заместитель директора Института этнографии АН СССР, автор монографии «Культура и быт русского населения Приангарья» (Ленинград, 1967), отмечала в одежде ангарцев сходство с севернорусской традицией: в частности, у ангарцев бытовали телогреи, шушуны; применялся тот же материал, из которого изготавливали одежду (сукманина, ровдуга) и т.д.
В традиционной одежде ангарцев и в XX в. ещё встречались архаические общерусские черты: старинный покрой всех видов верхней одежды (с клиньями), использование меха, распространение красного цвета в обрядовой одежде (в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея представлен свадебный костюм ангарки красного цвета).
В промысловой одежде ангарцев Сабурова выделяла такие особенности, как головной платок у охотников, мужская одежда у женщин на рыбалке и др.
Влияние туземцев на русских сибиряков (физический тип, нравы и обычаи, язык, традиции и др.) отмечал народник, сибиревед-этнограф А.А. Макаренко, исследовавший Кежемскую волость в начале XX в.: «…русским насельникам на первых порах приходилось браться за средства, испытанные задолго до их прихода сибирскими инородцами…». Это влияние проявлялось и в одежде: у ангарцев были распространены отдельные виды меховой одежды (парка), обуви (унты), украшения (бисерные пояса) эвенкийского происхождения.
В экспозиции Кежемского историко-этнографического музея имени Ю.С. Кулаковой можно увидеть «кокольды» - охотничьи рукавицы, о которых упоминает Макаренко. Интересно отметить, что на Ангаре из конского волоса, обладающего водоотталкивающим эффектом, изготавливали не только рукавицы и носки (для охоты и рыбалки), но и обувь, а также сетку (ангарцы называли её «деревянной»), которую ткали на специальном - «личиночном» - станке (представлен в экспозиции музея в д. Климино Кежемского района).
Одежду ангарки в основном шили сами, при этом мерку снимали «на глазок», но довольно точно. Если женщина ошибалась, то это осуждалось: «…никакого размера в глазах нету». Наличие особой одежды у ангарцев для ходьбы к причастию или в церковь перекликается с «моленной» старообрядцев. Возможно, с влиянием старообрядцев связана бедность украшения одежды.
К отголоскам древности относится и коллективное пользование ритуальной одеждой (свадебной, для ходьбы к причастию). В торжественно ритуальные моменты в девичьем костюме использовались архаические черты причёски – распущенные волосы.
Л. Карнаухова