Наследие «Кежемской Атлантиды»

Наследие  «Кежемской Атлантиды»

Кежмарями называют выходцев из старожильческого Кежемского района Красноярского края, относящегося к Нижнему (Северному) Приангарью.
Тема Прощания с родиной, поднятая в шестидесятых-семидесятых годах XX века Валентином Распутиным, звучит для кежмарей особенно остро. С середины 1980-х в Кежемском районе начались Прощания. Инициатором одного из первых Прощаний (д. Сосновая, 1985 год) стал Илья Семенович Верхотуров, уроженец этой деревни, участник Великой Отечественной войны.
Идея создания Кежемского музея родилась в связи со строительством Богучанской ГЭС. Для организации музея в декабре 1982 года Кежемским РК КПСС из Красноярска была приглашена краевед, ангарка Юлия Степановна Кулакова (1908-2000). В 1985 году в Кежме открылся музей на общественных началах. В 1989 году музей получил статус государственного. С 1990 года музей переводится в г. Кодинск в связи с переносом административного центра. В 1994 году Кежемскому историко-этнографическому музею присваивается имя Ю.С. Кулаковой.
История Кежемской волости начинается с XVII века – периода активного освоения Приангарья русскими. Датой основания центра волости - Кежмы - считается 1665 год.
Основные селения Кежемской волости появились в XVII- начале XVIII века и в основном сохранялись до конца ХХ - начала XXI века. В середине XIX века М.Ф.Кривошапкин, врач, этнограф, один из исследователей Приангарья, так описывал эти места: «… на всем громаднейшем протяжении Кежемской волости …находится только 3 села и 18 деревень, а в них 694 дома с 1932 человеками мужчин и 2008 женщин. О деревнях, находящихся на островах и в весеннее половодье затопляемых, следовало бы позаботиться местному начальству…Верхняя Тунгузка (Ангара – Л.К.) в обыкновенное время бывает шириною от 1 до 4 верст, а весною до 5 верст…Шиверов в Кежемской волости 13, из них главных 4: Медвежье, Горохово, Кашино и Игреньково ».
Промысловое и сельскохозяйственное освоение Приангарья русскими осуществлялось силами «вольных переселенцев», в основном, выходцами из северных областей России. В XVII веке северные («поморские») уезды по государевым указам должны были выставлять переселенцев и за свой счет отправлять их в Сибирь, снабжая всем необходимым для земледельческих работ.
В XVII - начале XVIII века поморы (архангелогородцы, устюжане, сольвычегодцы, вычегжане) сыграли ведущую роль в формировании потомственного населения Приангарья. Кроме того, в формировании русского населения Приангарья принимали участие выходцы из центральных, южных, западных, украинских и белорусских губерний, а также коренное население Сибири.
Характер заселения Кежемского района, этнический состав первых насельников и последующих переселенцев, природные и географические условия, контакты русских с местными народностями способствовали формированию и сохранению здесь особой старожильческой культуры, что нашло отражение в орудиях труда и способе их изготовления, сельскохозяйственных культурах, типе поселения и жилище, одежде, языке. В культуре ангарцев имеется ряд черт, возникших уже на новой родине и характерных для Приангарья или всей Сибири.
В течение полутора столетий (к 1760-м годам) сложился социум потомственных русских старожилов, обладающих особенностями хозяйственного уклада, социальных отношений, культурных традиций. Появляется понятие «сибирские старожилы» (в частности, этот термин используется первым губернатором Енисейской губернии А.П. Степановым), старожильческое население называют «особой русско-сибирской народностью» (А.П. Щапов).
В результате комплексных исследований начала 1960-х русские старожилы были выделены как «особая сибирская ветвь русского народа».
На рубеже XX- начале XXI века появляется термин «сибирский субэтнос».
Влияние туземцев на русских сибиряков (физический тип, нравы и обычаи, язык, традиции и др.) отмечал народник, сибиревед-этнограф А. А.Макаренко, исследовавший Кежемскую волость в начале XX века: «…русским насельникам на первых порах приходилось браться за средства, испытанные задолго до их прихода сибирскими инородцами…». Например, «кокольды» - охотничьи рукавицы, о которых упоминает Макаренко, использовались кежмарями почти до конца XX века. Сегодня их можно увидеть в экспозиции Кежемского историко-этнографического музея имени Ю.С. Кулаковой. На Ангаре из конского волоса, обладающего водоотталкивающим свойством, изготавливали не только рукавицы и носки (для охоты и рыбалки), но и обувь, а также сетку, которую ткали на специальном («личиночном») станке.
О связях между русскими и эвенками свидетельствует, в частности, устойчивое выражение «тунгуссова родова» - так говорят об ангарцах, имеющих кровнородственные связи с тунгусами (эвенками). В д. Заимка Кежемской волости А.А. Макаренко зафиксировал характерную версию о происхождении ангарцев: часть ангарцев считала, что они произошли от русских, другая – от тунгусов. Ангарцы были склонны признавать за тунгусскими шаманами чудодейственную силу. Так, жители д. Недокуры Кежемской волости объясняли высокую смертность тем, что деревня выстроена на месте, «шаманом прокляненном».
В 1950-60-е годы в связи со строительством Братской ГЭС научные экспедиции из Ленинграда, Новосибирска, Иркутска широко исследовали этнографические особенности быта и культуры русского населения Приангарья. При этом особое внимание уделялось Кежемскому району, поскольку в то время район не попадал в зону затопления и являлся одним из старых очагов русского заселения с типичной для Приангарья культурой.
Так, Л.М. Сабурова, в то время заместитель директора Института этнографии АН СССР (1967-1982), отмечала в одежде ангарцев сходство с северорусской традицией: в частности, у ангарцев бытовали телогреи, шушуны; применялся тот же материал, из которого изготавливали одежду (сукманина, ровдуга).
Архаические общерусские черты в традиционной одежде ангарцев встречались и в XX веке: старинный покрой всех видов верхней одежды (с клиньями), использование меха, распространение красного цвета в обрядовой одежде (в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея представлен свадебный костюм ангарки красного цвета).
В промысловой одежде ангарцев Сабурова выделяла такие особенности, как головной платок у охотников, мужская одежда у женщин на рыбалке и др. У ангарцев были распространены отдельные виды меховой одежды (парка), обуви (унты), украшения (бисерные пояса) эвенкийского происхождения.
Во второй половине XX в. огромный вклад в изучение самобытного ангарского фольклора и говора внесли ученые-филологи Красноярского государственного педагогического института: Н.А. Цомакион, Л.А. Юмаева, Г.Г. Белоусова, В.И. Петроченко. Для кежмарей особенно ценен «Словарь русских говоров северных районов Красноярского края» - синхронный словарь, соответствующий жизни одного поколения и отражающий особенности диалектной речи XX века. В него вошла лексика, бытующая в 1960-1990-е годы в Кежемском, а также Мотыгинском, Богучанском, Енисейском и Туруханском районах.
«Драгоценным даром предков» называл ангарский язык А.Ф. Карнаухов (1926-2008), учитель, потомственный кежмарь, ветеран Великой Отечественной войны. По характерному слову, интонации кежмарь сразу угадает земляка. В ангарской речи немало устойчивых выражений: «поговорок и пословиц – половина словаря!» Алексей Федорович внес личный вклад в сохранение ангарского говора - этого уникального явления великого русского языка.
При поддержке администрации Кежемского района в 1990-2000-е годы вышло несколько сборников Алексея Федоровича. Он создал настоящий путеводитель по Кежемской Атлантиде – малой родине ангарцев-кежмарей.
Кежемский район славился и песнями, занимавшими почетное место в жизни ангарцев. В районе сохранилась удивляющая исследователей традиция исполнения похоронных песен, которой кежмари не изменяли и вдали от родины. Н.А. Новоселова, изучая в 1970-80-е годы ангарские песни, отмечала богатство песенной культуры ангарцев.
Для старшего поколения ангарцев пение - естественная потребность, выявляющая сходство идеалов, взглядов на мир, общность жизненного опыта. Сегодня старшее поколение, являющееся носителем кежемской песенной культуры, уходит, и ангарцы словно во второй раз теряют свою родину.
Казалось бы, за эти четыре десятилетия ангарцы, давно или недавно покинувшие родину, должны были привыкнуть, смириться с предстоящим затоплением ангарских сел. Но...
Чем ближе затопление, тем сильнее боль за родину, сильнее осознание непостижимой потери, последствия которой еще предстоит понять, пережить.
Наверное, поэтому родились земляческие встречи в Красноярске. Они помогают кежмарям-ангарцам жить, «реконструируют» ощущение прежней жизни на Ангаре. И самые дорогие гости на этих встречах – старшее поколение.
Пятнадцать лет встречаются кежмари в Красноярске. Первая встреча прошла 15 ноября 1997 года в рамках Недели культуры Красноярского края и стала толчком для постоянных встреч. Одной из самых ярких была встреча 16 марта 2002 года, впервые собравшая разные поколения кежмарей. Поводом для нее стал приезд из Саяногорска А.Ф. Карнаухова.
Сегодня в Красноярске встречаются бывшие жители Кежемского района из разных сел и деревень: Кежмы, Заимки, Алешкино, Недокуры, Проспихино, Болтурино и др. Активным является землячество ангарцев в Лесосибирске, организовавшее незабываемую поездку на теплоходе «Заря» от Красноярска до Кежмы в 2004 году. Об этой поездке В. Вараксина, известный красноярский журналист, сняла документальный фильм «Кежмари», который дважды показали на российском телеканале в 2005 году.
Старшее поколение ангарцев является образцом преданности своей малой родине. Постоянным участником ангарских встреч была Екатерина Яковлевна Брюханова (1915-2011), уроженка с. Заимка, расположенного на одном из самых живописных и больших островов в Кежемском районе с поэтическим названием Тургенев. Она многому научила красноярский фольклорный ансамбль «Живая старина» (руководитель И. Горев), передав молодому поколению песенные традиции Приангарья. Это была истинная ангарка - великая труженица, хлебосольная хозяйка, жизнестойкая и жизнелюбивая.
Трудно перечислить всех, кто оставил след в истории района. Поколение отцов, по словам А.Ф. Карнаухова, было совестливым, скромным, честным поколением. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 2679 ангарцев, 1360 из них не вернулись. Звание Героя Советского Союза за подвиг при форсировании Днепра получил Н.И. Усенко. Героем Болгарии стал М.Е. Колпаков. По результатам развития полеводства и животноводства, по заготовкам леса и рыбы в середине 1943 года Кежемский район занял первое место по Красноярскому краю. В годы войны славились стахановцы Р.А. Панова, А.А. Едрихина, А.И. Брюханов и др. 596 ангарцев были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Знали в районе имена лесников-орденоносцев В.И. Игнатова, А.В. Страшникова, Д.Г. Верховых.
Важную роль в развитии народного образования в районе сыграли кежмари Н.М. Лушников, С.С. Воронов, И.Ф. Лушников, Е.Ф. Карнаухова, А.Ф. Карнаухов, В.В. Умрихин и др. Среди ангарцев было много прекрасных учителей (Е.К. Зырянов, Е.Н. Кузнецова, К.Г. Усольцева, К.С. Карнаухов, Г.А. Леус, А.В. Семенова и др.), врачей (А.А. Кокорина, А.М. Игнатьев и др.), летчиков (Ю.А. Брюханов, А.В. Панов, А.М. Столбиков, Ю.В. Салягин, С.А. Петриков и др.), людей разных профессий.
Есть среди ангарцев и ученые: Н.М. Воронов, А.И. Кокорин, Н.И. Заборцев, Г.А. Заборцев. В Красноярском краевом краеведческом музее работают кежмари Н.П. Макаров и В.И. Привалихин, кандидаты исторических наук, много лет отдавшие изучению древнейшей истории Северного Приангарья.
Огромным уважением у жителей района пользовался Генрих Дмитриевич Радаев, первый секретарь Кежемского РК КПСС (1973-1983), председатель Кежемского районного Совета депутатов (1991-1992). Первыми почетными жителями Кежемского района в новейшей истории района стали кежмари Алексей Федорович Карнаухов и Юлия Степановна Кулакова.
Вот уже прошло больше года, как исчезли старинные ангарские селения. Нужны усилия, чтобы сохранить Память о малой родине. На это и будет направлена деятельность общественной организации, которую сейчас создают ангарцы-кежмари. На последней встрече кежмарей (7 апреля 2012 года), собравшей около 250 человек, прозвучал гимн Кежемского района (стихи Н. Тимченко, музыка В. Ковыршина). В социальных сетях «формируется» поистине народный документальный фонд по истории района.
Мысль о том, что не сберегли землю, завещанную предками, конечно, бередит душу каждого потомственного ангарца-кежмаря. Родина живет в нас, и очень важно передать эту боль-любовь нашим детям и внукам, как и надежду на возрождение родной земли. Об этом сказал и Алексей Федорович: «Эту мысль, как последний свой шанс, берегу». 
Ангарский характер помогает моим землякам пережить эти тяжелейшие дни, когда наша земля уходит под воду.

СЕЛЕНИЯ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА


До 1941 года в районе существовало около 40 сел и деревень. В 1950- 1970-е годы стали исчезать маленькие деревни: Привалихино, Савино, Соколово, Окуневка, Карыба, Уяр, Сизая, Прокопьево, Карамышево, Костино, Пашино, Сосновая, Кода.
Процесс миграции населения усилился в 1970-е годы в связи со строительством Богучанской ГЭС. В 1981 году в Кежемском райисполкоме появился отдел по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС.
На дно “морское” должны были уйти: Фролово, Усольцево, Селенгино, Рожково, Алешкино, Заимка, Аксеново, Дворец, Косой Бык (возник как место поселения спецпереселенцев), Кежма, Верхняя Кежма, Паново (1667 год основания), Недокура (около 1830), Проспихино, Болтурино (1947 год образования). Селения исчезли в 2000-е годы. Кежма, Паново, Болтурино были сожжены в феврале-марте 2011 года.
Ни одно старожильческое селение Кежемского района не сохранилось.
Новые поселки: Новая Кежма, Новое Болтурино, Новое Проспихино, Ново-Аксеново, Приангарский. Часть из них появилась в связи с деятельностью учреждений МВД СССР. Сегодня из этих поселков ангарцы живут в основном в Новой Недокуре.
Не затапливаются: Тагара (1961 год образования), Таежный (1967 год образования), Новая Недокура,
Кодинск (1977 год образования), Имбинский (1989 год образования), и населенные пункты, отошедшие от Богучанского района к Кежемскому: Сыромолотово, Заледеево, Яркино, Климино, Чадобец (1983 год) и Бидея, Ирба (1986 год). (В Таежном часть поселка попадает под затопление.)
Всего подлежало переселению 11408 чел из 21населенного пункта. За весь период строительства Богучанской ГЭС переселено 8,6 тыс. человек, в том числе за период деятельности созданной в марте 1994 года Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища БОГ ГЭС – 2,4 тыс. человек. На 2007 год полностью осуществлено переселение из 12 населенных пунктов, проведено перезахоронение с кладбищ поселков Болтурино, Косой Бык, Аксеново, подготовлены к сдаче территории 5 населенных пунктов. Оставалось переселить около 3,2 тыс. человек из 8 населенных пунктов. В рамках деятельности Дирекции предусматривались, в частности, мероприятия по сохранению археологического наследия и народного деревянного зодчества.
В 1998 году в 28 населенных пунктах в районе проживало 27,9 тыс. человек (в том числе 14,8 тыс. человек в г. Кодинске). 2003 год: 26 тыс. человек (из них 15,9 тыс. человек - в г. Кодинске), 25 населенных пунктов. Население района в 2010 году составляло 24 436 чел.
В 1894 году в Кежме насчитывалось 1119 жителей, 55 из них – грамотные; 151 двор и 36 изб. В селе имелись православная церковь, часовня, волостное правление, хлебозапасный магазин, 2 лавки, пороховой подвал, 2 оптовых винных склада, питейный дом. По данным переписи 1897 года, в 25 селениях Кежемской волости числилось жителей обоего пола 6 461 человек.
В 2009 году – год Прощания с Кежмой - в ней проживало более 1000 жителей. Сохранилось двадцать учреждений: школа, участковая больница, поселковое отделение милиции, отделение сбербанка, пожарная часть, производственный участок ЖКХ, детский сад, сельский Дом культуры, библиотека, музыкальная школа, отделение связи, телефонная станция, лесхоз, авиалесоохрана, авиаплощадка, дорожное предприятие, хозяйство «Заря», пекарня, частные магазины.

Литература и приложения к первой и второй частям статьи:


1. Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX вв.: опыт реконструкции.- Красноярск. – 2004.
2. Быт и искусство населения Восточной Сибири. - Новосибирск.- 1971.
3. Карнаухов А.Ф. Краткий словарь Кежемского говора (Кежемского Приангарья). - Кодинск. – 2003. 
4. Карнаухов А.Ф. Село твое уйдет на дно морское. - Красноярск. 2009.
5. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. - СПб. - 1865.
6. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. - СПб. – 1913.
7. Новоселова Н.А. Локальные черты устно-поэтической традиции Приангарья. // Фольклор: Песенное наследие. - Москва. – 1991.
8. Сабурова Л.М. Культура и быт русского населения Приангарья. - Ленинград. – 1967.
9. Словарь русских говоров северных районов Красноярского края. Под редакцией Г.Г. Белоусовой. - Красноярск. - 1992. 
10. Степанов А.П. Енисейская губерния: Части I, II. — Репринтное издание 1835 г. — СПб.: Альфарет, 2009. 
11. Страницы истории Земли Кежемской. - Новосибирск. – 2007.
12. Щапов А.П. Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении // Известия Восточно-Сибирского Отделения Русского Географического Общества – 1872. - № 3.
13. Сайт «Одноклассники»: группы «Кежма. Потерянный рай», «Кежмари», «Паново», «Аэропорт Кежма-Кодинск», «Тагара и тагаринцы», «д. Заимка Кежемского района (остров Тургенев)», «Школа Колыбель (Кежемская средняя школа)».

Словарь


Телогрея (или душегрея) – безрукавка на лямках, со сборками сзади.
Праздничные телогреи делали с беличьей опушкой.
Шушун - короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладе, более широкая в подоле (со вставными клиньями по бокам).
Сукманина – домашнее сукно или полушерстяная ткань, окрашенная в красный цвет.
Ровдуга – замша, выделанная ручным способом.
Шивера – Быстрое течение и мелкое место в реке.
«Христовая жизнь», - богатая, радостная жизнь.
«Отнеси, отведи всякого крешшоного!», - спасти от напасти, от плохого человека. 
«Вертится, как береста на огне», - юлит, выкручивается, лжет. 
«Глаза на седало садятся», - очень сильно хочется спать. 
«Как мутовку облизал», - неожиданно быстро свершил большое дело («Женился, как мутовку облизал»).

Л.Л. Карнаухова            2012 год.