Воспоминания о Рожково

ЦЦОД, Краеведческий клуб «Земляки»

Воспоминания Богдановой Варвары Ивлевны
о деревне Рожково Кежемского района

В сентябре 1948 года я приехала в деревню Рожково. Дорога заняла несколько дней. Сначала на трёхместном самолёте долетела до Кежмы, оттуда на илимке добралась до Проспихино, а от Проспихино на лодке бечевой доплыли до Пашино, ночевали у Дуни Моторки, только на следующий день были в Рожково. Поднялись на высокий угор, встретил нас Василий Степанович Быков, председатель Сельского совета. Алексей Иванович Верхотуров, который вёз нас на лодке, сказал: «Вот, вам медичку привёз!». А председатель завозмущался, сказал, что ему и бабушек хватает, врач не нужен. Я удивилась этому, утром пошла в сельсовет, выпросила два тазика, два ведра. Секретарём сельсовета была Клава Дидоха, она помогла найти помещение для медсестры. На деньги самообложения Клава купила умывальник, большую чашку, тазики, вёдра - это был мой первый инвентарь. В Кежме дали немного необходимых лекарств, потом получала медикаменты в посёлке Болтурино. В деревне было две улицы: Комсомольская (Угорная) и Пионерская. Домов в Рожково насчитывалось примерно пятьдесят. Колхоз назывался «Заветы Ильича», сеяли овёс, ячмень, пшеницу, рожь. Колхозные поля были ухоженные, хорошие. Для себя колхозники садили картошку. Семьи были большие, аборты нельзя было делать, поэтому рождаемость была высокой.

На третий год вышла замуж за Василия Иннокентьевича Рожкова. В деревне все носили одну фамилию - Рожковы. Если надо было различить, то давали прозвища. Например, Ваня Белый, Ваня Военный. Народ не обижался на прозвища, это было нормой. Женщин во время критических дней освобождали от тяжёлой работы, али три дня. Постепенно народ привык ко мне, стали все лечиться у меня. Роды принимала, все дети рождались крепенькие. Только один раз во время моего отпуска умер мальчик, меня в тот раз не было в деревне, так меня за этот случай чуть не посадили в тюрьму. Катера редко заходили в Рожково, Иван Ефимович Панов ходил на катере «Койда».

Народ был дружелюбный, обслуживала я Рожково, Пашино, Гремучий, Сосново и Ёрму. Дети болели скарлатиной, корью, свинкой. Возили меня к больным на лошадях, а летом на лодке. В Сосново все были Верхотуровы, в Пашино - Поповы, а в Ёрме жили люди с разными фамилиями. Мужчин-колхозников зимой направляли на вывозку леса. Мужа моего придавило лесиной, долго лечили его, стал он бригадиром потом работать.

Продуктов было много в каждой семье, жили на рыбе и мясе, на овощах, что выращивали и заготавливали сами. Угор, на котором стояла деревня, был высокий и крутой. Воду носили на коромыслах и для домашних нужд, и для полива огорода. А хлеба было мало, его в больших количествах сдавали государству, Да и товаров не хватало. Народ ехал работать на Ленские прииски, оттуда везли одежду, посуду и всякие разности для дома и для хозяйства. Были сложности с обувью. Колхозники сеяли лён, коноплю, потом их выделывали, ткали льняные нити, шили одежду. Парили кору и отваром этим красили льняную одежду в красный цвет. На Ёрме была церковь, верующие туда ходили, в Кежме тоже церковь имелась, а в Рожково я церкви не застала уже. Жили люди трудно, но умели веселиться. Свадьбы играли с шутками, с придумками.

Жила я в Рожково 12 лет, там родился сын Володя и дочь Таня. Свекровь меня любила, понимала, помогала, жалела. Моих детей она вырастила, мне всегда некогда было: за больными ухаживала, людей спасала. В распутицу меня доставляли к больным так: жерди связывали между собой, они были длинные, метров по 14, шли гуськом по тонкому льду, держались за жердь. Если человек проваливался, то жердь спасала. Так и больных переправляли через Ангару. А осенью, когда была шуга, то возила больных на перевозне: одни отталкивают льдины, а другие люди сидят за вёслами. Часто больных по разным обстоятельствам оставляла у себя дома, кормила тем, что ели сами. Потом люди оценили мой труд, я ни разу не отступила от клятвы Гиппократа. Вся рожковская жизнь проходила при керосиновой лампе, за керосином всегда была очередь. При лампах организовывались вечёрки, там вязали, вышивали, веселились, отдыхали.

В 1960 году мы переехали на жительство в Проспихино, примерно в 1965 году в этой деревне появилось электричество. 38 лет ещё я проработала в Проспихинской больнице.

ЦДОД, Краеведческий клуб «Земляки»

Из воспоминаний Страшниковой Валентины Харитоновны о деревне Рожково Кежемского района

... В деревне Рожково я жила 30 лет, самой распространённой фамилией была фамилия - Рожковы. Односельчане мои были людьми трудолюбивыми, добрыми и отзывчивыми. Вся деревня - одна большая семья. Состояла деревня из двух улиц, был клуб, медпункт, где работала Варвара Ивлевна Богданова. Учились рожковские ребятишки в начальной школе, особенно мне запомнилась Галина Павловна Воронцова, учительница этой школы.

На крутом берегу стояли добротные дома, их было видно издалека. Две улицы деревни назывались просто и понятно: передняя улица и задняя. Жители были объединены в колхоз, который назывался «Красная звезда». Основные колхозные покосы были на островах, сено там заготавливали много, а главное работали без сеток, потому что на островах нет гнуса! Названия у островов были такие: Большой, Тунгусский, Кочёглы, остров Таловик располагался ближе к деревне Сосново. На покосы на острова ездили на лодках на гребях и пели. Песни разносились далеко по ангарской глади, было время отдохнуть перед работой, пока добирались до острова. После трудного сенокоса плыли домой на тех же лодках, уставали очень, но на любимые песни всё же хватало сил. Песни радовали душу и просветляли лица. Летом на острова вывозили коров, удои сразу же увеличивались, а доярки и ранним утром, и вечерами приезжали на дойку, а пока лодка добиралась до острова, женщины пели любимые задушевные песни. Это были минуты вдохновения и отдыха, трепетной радости и раздумной печали. Все колхозные поля были рядом с деревней, под рукой, как говорят. Было хорошо и людям, и лошадям, работали и отдыхали на привычных местах.

В Рожково находился сельсовет, он был один на две деревни: Сосново и Рожково. Конечно, был и клуб, куда собирались люди всех возрастов. Там проводились собрания, концерты, танцы. Электричество и радио в деревне появились в середине 60-х годов XX века. В памяти Валентины Харитоновны остался Григорий Фадеевич Колпаков, председатель рожковского колхоза. При нём пришли первые трактора, это было ещё до начала Великой Отечественной войны. Её папа взял с собой в кабину трактора и прокатил на железном коне, вот такое незабываемое событие было в жизни деревенской девчонки! Добрую память односельчан заслужил и Попов Василий Иванович, колхозный бригадир. ...

Многие жители Рожково сейчас живут в Заледеево, какая-то часть рожковцев поселилась в городе Кодинске. Каждый рад встретить односельчанина, потому что память о родном Рожково живёт в наших сердцах, это наши общие корни, это наша молодость, это наша малая Родина.